Дело всей жизни

28.05.2014 / / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

Думаю, читатель догадался, что речь пойдёт о подготовке к смерти. Причем, я хочу сегодня сказать, и о сути подготовки, и о необходимости отказа от табуирования темы смерти для людей в зрелом возрасте или в состоянии смертельной болезни. Хотя статья писалась с ориентацией на врачей, имеющих постоянно отношение к пациентам-«смертникам», в процессе написания предмет существенно расширился. Потому статья будет полезна и для всех читателей, которые готовы посмотреть смерти в лицо.

Недавно вышел после операции на работу и уже поделился одним из аспектов осмысления со мной происшедшего. Теперь мне припомнился другой аспект, который затрагивает предмет статьи. Большинство врачей, лечивших не меня (у меня была операция без риска для жизни), рассказывают все родственникам больного, но не спешат рассказать самому больному. И это притом, что операции в области ЖКТ могут быть смертельными по случайности только для престарелых пациентов. Как правило, удаление желчного пузыря, аппендикса, или вырезание грыжи (кроме тяжелых форм перитонита), не является операциями, сопряженными с риском для жизни. Если операция предстоит с риском для жизни, то это всё замалчивается, больной в полнейшем неведении, а знают только родственники, которые говорят:

 «Все будет хорошо»

умирающийПричем, это классика для онкобольных. В этой области медицины замалчивание переходит всякие разумные границы. Даже если пациент говорит, что он спокойно отнесется к любому диагнозу, не будет рвать на себе волосы, он все равно часто получает значительную дозу дезинформации псевдоуспокоительного характера. Он чувствует, что что-то не так, как ему говорят. И мнительность услужливо подсовывает мысли, что все намного хуже, и даже хуже, чем есть на самом деле.

Врачи оправдывают свой лживый оптимизм тем, что не хотят впадения пациента в депрессию. Да, такие люди бывают, их немало, но и им надо примириться с обстоятельствами и не умереть обманутыми. Я уж не говорю о верующих или прагматиках-неверующих, которые используют отведенное время для технической и внутренней подготовки к смерти. Надо и правильное завещание состряпать, и попросить прощения или кого-то простить. Сделать правильные расходы и распоряжения, чтобы потомки не оказались на время в финансовом и эмоциональном вакууме. Может сделать так, чтоб отход в мир иной принес минимум хлопот людям, особенно если умираешь в одиночестве.

Если человек таки впал в депрессию от смертельного диагноза… Да, это может ускорить процесс умирания за счёт ослабления иммунитета. Но он не будет обманут. И у любого из упавших в депрессняк всегда есть шанс выйти из этого состояния, и потратить время на подготовку к смерти. Да и нет ни у какого из врачей жесткого критерия для пациента, когда он точно сможет сказать, сникнет человек, продолжит борьбу с болезнью или хладнокровно начнет готовиться к смерти.

Откуда пошла эта тема к обману умирающего? Пошло это из западно-европейской культуры, которая табуировала разговоры о смерти. Если бы я в Европе завёл разговор со светскими людьми, знающих меня только в лицо, как я иногда завожу разговор о смерти с друзьями, то меня могли бы посчитать сумасшедшим. Я мог потерять вхождение в дома знакомых и целые сообщества как асоциальный тип. Попробуйте в чисто светском обществе (не философов) завести разговор о смысле смерти, например. Самое мягкое будет: «Нам еще жить и жить, рано думать о смерти». Могут быть и более резкие варианты: «Зачем об этом говорить? Ты умирать собрался?» Даже если я отвечу утвердительно, то ожидаемый ответ будет: «А мы не собрались, давай поговорим о чем-то более радостном». И светским людям ты не докажешь, что, возможно, это и есть самое радостное, что может ждать человека. Родился он для испытаний, а умирает – для награды, какую уж заслужил.

Короче, тема смерти у светских людей глубоко табуирована. Причина вполне понятна. После смерти нет жизни, заканчивается всё, и начинается небытие, отсутствие любой мысли и всякого действия. Смерть – бессмысленна. Она страшит разрывом с земными вещами и удовольствиями, с сознательной волевой деятельностью. И если после смерти есть только небытие, то и о чем речь? Нет смысла в подобных разговорах.

Но ключевая причина в совести и… лени, замешанной на безответственности. В человека встроена дверь, в которую Господь может постучать. И не важно веришь ты в это или нет, но так устроено наше сердце. Кроме того, у нас есть совесть, и она, в момент всплывания темы смерти, слабым голоском напоминает, что то, о чем говорит собеседник, имеет огромный смысл. Человек нутром глубинно чувствует, что когда он ознакомится с проблемой, то нужно будет кардинально поменять свою жизнь и себя самого. И он понимает, и мгновенно оценивает ситуацию, что ничего в своей жизни он менять не хочет. Потому разговор о смысле смерти может оборваться не начавшись. И формат затыкания рта собеседнику будет варьировать в зависимости от культуры человека.

Я думаю, что и этот момент сидит в нежелании врачей говорить о смерти, если таковой риск присутствует. Они судят по себе в здоровом состоянии. Если бы тот же врач понял, что теперь это произошло с ним, и он может коллеге сказать: «Чё ты мне мозги пудришь? Сколько мне осталось?», то он бы и с пациентами разговаривал иначе. Но в 99,9% случаев, тяжёлый больной лечится у здорового или относительно здорового врача. Как здоровому врачу неприятна тема смерти, так, он думает, она будет неприятна и умирающему пациенту. И дается старт бессовестной лжи, когда человек верит, что все будет хорошо, а потом оказывается радикально неподготовленным к переходу.

Жадность к жизни

Обманутые пациенты, как правило, ощущая себя на грани, стараются отжать жизнь по полной. Я писал о жадности, как попытке откусить от удовольствия еще чуть-чуть, еще разок. Люди пытаются испытать все самое приятное в избытке, ощутить даже то, чего ранее не пришлось испытать.

У меня была одногруппница в институте, которая, спустя 6 лет после окончания вуза узнала свой диагноз (слишком поздно), но которая при этом записалась на танцы, занималась спортом. Такая активность только ускорила процессы умирания в ее молодом организме. Может она и готовилась к смерти, в этот период мы с ней не виделись, но по внешним признакам этого не было. Каков смысл в спорте или танцах, если тело остается разлагаться в земле, а душе нужно очищение, а не навыки движений в условиях гравитации и несовершенной телесности? Никакого смысла в этой активности не было. Наоборот, все эти эмоциональные привязки только усиливали те стремления души к земному, которые будут радикально мешать душе после смерти тела. Подготовка должна быть в мягком разрыве связей со всем земным, чтоб не было сожаления ни за каким из предметов. Чтобы возникло желание уйти  из мира.

Такое бывает у очень пожилых людей, уставших от жизни и познавших в ней много скорбей. Переход к Богу они воспринимают как благо. И наоборот, люди состоятельные, которые преимущественно наслаждались жизнью и самоутверждались в деятельности, отчаянно не хотят умирать, даже когда наступление смерти в ближайшее время неизбежно. Оно, правда, и так неизбежно, но с непонятным сроком жизни. И готовиться нужно всем, не только смертельно больным.

Узнав же о смертельной болезни, начинается жадное пожирание эмоций а ля «В последний раз!». Хотя это далеко не всегда оказывается последним разом. Когда я учился в школе мы изучали в советское время необычную книгу «Альпийская баллада». Когда беглецов из концлагеря должны были нагнать немцы, то там тоже реализовался принцип: «В последний раз!» самым неожиданным образом для книги из советского прошлого, но весьма ожидаемо в стиле голливудских историй.

Если таки готовиться к переходу, то у вас уже не должно быть сильного желания подержать за руку любимого человека, еще раз посмотреть фотографии или видео со значимых событий, еще разок прочитать любимый роман, послушать 5-ю симфонию Чайковского или посмотреть любимый фильм. Какими бы светлыми вам не казались мотивы, они веревками эмоций будут вас туго привязывать к действительности и мотивировать к бунту против приближающейся смерти. Нельзя этого делать. Это будет сигналом и для окружающих вас, что вы не смирились, что сожалеете за жизнью, и после вашего ухода это будет их толкать испытывать более горестные чувства. Жесткая привязанность к земному, жадность потребления удовольствий «в последний раз» говорит о том, что вы сокровище оставляете на земле, а на небе вы не собрали даже мелочи. И это практически нулевая готовность к смерти.

Когда можно сказать о внутренней готовности

Подготовка к смерти предполагает, что когда вы к ней подготовились, вас здесь ничего не удерживает, и вы ни о чем не сожалеете. Представьте, что вы уезжаете в отпуск, но на работе незакрытый проект, который могут переключить на себя другие, и вы не получите того бонуса и в том объёме, который вам принадлежал бы по праву главного исполнителя. В квартире бригада делает ремонт, но исполнители не блещут умом и сообразительностью (эдакие Равшан и Джавшуд из Нашей Раши), и вы можете приехать из отпуска, обнаружив одну «нормальную» дверь, а другую «для Натальи Сергеевны». Перед поездкой вы поссорились с мамой, и до отъезда не получилось примириться, а примирение по телефону мама не воспринимает. Ну и как вам будет отдыхаться? Это вообще трудно будет назвать отдыхом, поскольку физически вы будете на море, а реально с тяжёлым сердцем и с мыслями о работе и состоянии ремонта. Потому на море надо ехать, когда все дела закрыты, и вы и умом, и сердцем, и телом, и душой на море, и можете абстрагироваться от существования дома и работы вообще.

Так и в подготовке к смерти. Вы, умерев, не должны помыслить в душе и сожалеть, что вы не попросили прощения у обиженного вами, или не простили того, кто обидел вас. Оба варианта есть эмоциональные привязки, причем обе на базе гордости и ложного стыда, что является нераскаяным грехом. Даже если вы успели перед гробом исповедать их. Толку с исповеди, если у вас было время и была масса возможностей, но перед священником вы частично наступили на горло собственной гордыне, а перед конкретным человеком гордость победила.

Должны быть закрыты имущественные вопросы, чтоб из-за вашей безалаберности с документами не перессорились между собой ближайшие родственники. Этот же момент вас успокоит, что вы оставляете родных не с пустыми руками. Пенсионная страховка и/или накопления в пенсионном фонде, недвижимость должны быть распределены по справедливости. Люди не умеют на земле воспринимать распределение по любви. Потому, чтоб ни у кого не было повода вас проклинать, лучше сделать все по справедливости, и свои соображения озвучить всем наследникам. Ну и не должно вылезти после вашей смерти фактов тайных накоплений и расходов, которые делались в обход семьи и детей.

Не должно быть вышеупомянотой привязанности ко всему земному и жадности к испытанию земных радостей. Это всегда проявляется независимо от того верующие ли люди, субъекты скорбных событий, или нет. Если и умирающий и родственники проливают обильные слёзы, это очень плохой знак, и для него, и для них. Как минимум, это свидетельствует об отсутствии веры. И самое страшное, когда сие проявляется у формально верующих и регулярно причащающихся. Как максимум, это свидетельствует о предчувствии нерадостной посмертной участи души умирающего. Да и какой ей быть, если он плачет за своей грешной жизнью и не верит в любовь Бога? Это предчувствие передается родственникам, которые ходят с потухшим видом или деланным оптимизмом (Всё будет хорошо). Эту фальш или осязаемую скорбь глубоко чувствует умирающий, и ему всё более и более жаль себя, и всё больше ропота на Бога и на судьбу (реализацию Его воли).

При готовности и смирении факта завершения земной части жизни вы сами должны иметь светлое лицо и помочь вашим родственникам спокойно подойти к факту приближения вашей смерти. Если вы приготовитесь в вечный отпуск правильно и станете ждать смерти, как посадки на борт самолёта, который донесет вас в место отдыха, то ваше ощущение передастся и родственникам. Когда человек внутренне радуется, что скоро он встретится со Христом, а здесь он закрыл все дела и ни к чему не привязан, то даже болезненное состояние не помешает этой радости встречи. Кстати, сильные боли перед смертью, особенно у онкобольных, часто приводят к правильному отношению к смерти, как к избавлению от этого жалкого и скорбного существования. И боли помогают приобрести правильное душевное расположение. Конечно, не все встречи со Христом оказываются радостными. Некоторые наотрез не хотят встречи с Ним, и упорно не верят в Него (как Людмила Гурченко). Жизненные греховные навыки могут тянуть нас в ад. Но если мы в них глубоко покаялись перед смертью, и нас не тянет к жизни на земле, то надежды на прощение у нас никто не отберет. Да, так говорят отцы,- мысли должны быть по посмертной участи в аде, но с надеждой на спасение и Любовь Творца.

Естественно, труды по сердечному покаянию целесообразно закрыть исповедью и причастием, если вы чувствуете, что это не создаст ощущения: «Ну всё, я достоин встретиться со Христом». Если такое возникает, то лучше умереть без исповеди и причастия, но с покаянием, чем с чувством собственного достоинства. (Жду булыжников в свой огород от традиционалов, но это мое частное мнение. Никому не навязываю, но для себя я это принял.) Тем более, что если вы до этого жили с постоянным причастием на каждой Литургии то пытаться причаститься за 10 минут до смерти не стоит. Лучше понаблюдать за переходом. Когда постепенно отключаются функции тела, и включаются чувства души, когда вы, видя еще предметы этого мира, начинаете видеть и существ мира, в который вы переходите. К этому надо подготовиться.

душаЭто очень необычное состояние, когда вы не можете отвернуться или закрыть глаза. Когда вам сильно страшно, вы зажмуриваетесь, чтобы в момент максимальной опасности избавиться от шока видения происходящего. А когда за вами придёт не только ангел-хранитель, но и товарищ весьма страшного и мерзкого вида с перечнем всех гнусностей, которые вы совершили за свою жизнь, то вы не сможете закрыть глаза, чтоб не видеть его. А он не просто придет со списком, он будет из кожи вон лезть, чтоб вам стало максимально страшно. Современные духовные иноки Афона, когда рассказывают о явлении бесов, утверждают, что человек от страха цепенеет и не может даже перекреститься. Причем, иноки готовы к встрече с бесами, знают об их существовании, инструментах запугивания и обмана подвижников, а также владеют совершенным оружием в виде молитвы.

А ведь некоторые подойдут к переходу без этих знаний, и нужно будет очень быстро осваиваться в новой обстановке и с непривычными ограничениями. Конечно, ангел поддержит, если сможет к вам подступиться. Ведь к некоторым он и подлететь не сможет, из-за смрада душевного и безоговорочной «приватизации» души бесами. Потому и бывает на некоторых лицах умерших маска ужаса и напряжения, которая не разглаживается сутками, и с таким лицом покойника и хоронят. На некоторых же лицах бывает маска радости. Это те, которые увидели много ангелов, и бесов даже не заметили.

На духовной беседе мне мой духовник о.Григорий рассказал как пришел на исповедь к умирающему, который наотрез отказался исповедоваться со стандартной отмазкой: “Я зла нікому не робив”. Любые попытки привести примеры злых помыслов натыкались на эту мантру. Но раз уже пришел, то начал читать Канон на исход души. И когда дошел до места о мытарствах, вдруг умирающий начал причитать: “Ой, а ви хто? Ні, я з вами не піду! Не чипайте мене! Чого ви мене хапаєте? Рятуйте!” И умер. Духовник говорит, что у него волосы начали шевелиться от ужаса. Тот, кто “зла никому не творил” попал в руки злодеев. И он их видел в тот момент, когда рядом с ним о.Григорий читал канон. Т.е., они точно были и рядом с ним. Мы привыкли поёрничать, как опытные православные, что один из них и так у нас постоянно за левым плечом. Но это элемент православной мифологии. Ему необязательно быть за левым. Ведь ангел не сопровождает нас постоянно, если мы просим “ангела верна наставника” в молитвах каждый день. Но когда ты понимаешь, что эти злобные твари в трех метрах от тебя тащат душу в ад, мне тоже стало бы не по себе. Эта ситуация весьма уникальна и дана Промыслом моему духовнику, я в этом уверен. Ведь, когда человек начинает прозревать в другой мир, к этому времени язык уже не работает. В крайнем случае может поменяться гримаса и выражение глаз, могут двигаться веки, но в подавляющем большинстве случаев, человек уже ничего сказать не может. А тут смог. Такие нарушения в последовательности отсоединения души от тела могут быть только по специальному промыслу Бога. Зачем-то это нужно было духовнику. Может даже для того, чтоб он рассказал это своим духовным детям, а я – вам. Главное, что лично я хотел донести, что известен реальный факт из современного опыта, что радикально неподготовленный к смерти человек сразу увидел демонов. Причем не одного, а сразу группу. И они стали тащить душу из тела до ее полного перехода. А это значит, что у них на неё были полные права, и они утащат ее в ад. И ангел бессилен будет, поскольку человек перед смертью, перед самой смертью, отказался сделать минимум для подготовки к смерти. И это самый страшный вариант, когда за тобой пришли исключительно демоны.

4Но подавляющее большинство тех, кто даже предпринял какие-то шаги по подготовке к смерти, должны быть готовы увидеть и ангела и демона. И к проискам последнего стараться относиться без отчаяния. Бес не может убить бессмертную душу в принципе, но если ничего не найдётся в вашу защиту у ангела, то уведет в ад. Это возможно. И вот туда лучше не попадать. Подвижники, которым был показан ад, готовы были поститься всю оставшуюся жизнь, только чтоб даже одной минуты там не провести.

Потому с тех пор, как ко мне пришло подобное понимание вопроса, пришло решение, что уже сейчас, без всяких смертных болезней, нужно начинать готовиться к смерти. И если будет послана смертельная болезнь, с понятными сроками перехода, нужно быть бесконечно благодарным Господу, что не забрал жизнь внезапно, когда я как разгильдяй-студент по жизни получу четкое предупреждение – у тебя осталась последняя ночь на подготовку, хоть потрудись в «одиннадцатый час» для себя же, не Мне это нужно, а тебе.

Определенность как благо

Дурак тот, кто хочет поменять определенность на неопределенность. Автора афоризма не знаю, но запомнил с юности из «451 градус по Фаренгейту» Рея Бредбери. В книге, Битти не удосужился Монтэгу назвать автора))). Но я с этим утверждением по жизни согласен. Исходя из этого, для себя давно понял, что очень хорошо, когда знаешь, что скоро умрешь. С этим полностью согласен и Иоанн Златоуст. То, что это благо, свидетельствует свт.Игнатий Брянчанинов, когда говорит о старцах, получивших предупреждение. При этом, святых старцев посещают ангелы с вестью о смерти часто бесскорбной.

Я даже знаю подобный случай был с нашей дальней родственницей в Днепродзержинске. Она была верущей в советские времена. И, будучи здоровой и активной, неожиданно для родственников, быстро оформила наследство, просила прощения за возможные обиды, в том числе у моей бабушки, заказала гроб и зарезервировала место на кладбище, помылась, оделась и… умерла. При этом, она никому не говорила, что ей был посланец, но сказала точно, через сколько дней умрет. Вокруг одни атеисты, и ее просто бы подняли на смех, если бы она рассказала и описала само явление. А возможно она была предупреждена, чтоб никому не говорила о вестнике. Да и сам по себе человек посещение будет хранить в тайне своего сердца. Но для меня самое важное, что она поверила, не усомнилась, и подготовилась к смерти правильно, не по-фарисейски (свечек наставить, да заказать елеоосвящение).

Вообще, точное указание дня смерти от вестника, это редчайший дар и расположение Бога. На него не стоит рассчитывать даже верующим людям. Иногда это задумка Промысла для реализации воли Бога и конструкции обстоятельств и для других людей. Даже не все старцы удостаивались такого дара. Например, Игнатию Брянчанинову было указание, что умрет в воскресенье. Он готовился прямо в Пасху, но представился в следующее воскресенье. Некоторым показываются обстоятельства смерти, но не указываются сроки. И видя, как не в видении, а в самой жизни всё складывается, человек понимает, что приближается смерть.

Да, крайне мало людей получают предупреждение через ангела для сугубой подготовки к смерти. Но у Бога есть и другие способы подтолкнуть нас к усилению заботы о нашей же посмертной участи. Смертельная болезнь является важнейшим механизмом Промысла, который помогает безропотными скорбями войти в вечность. Но безропотными, а не когда мы причитаем: «За что мне такое?», «Я только добро всем делаю, а меня Бог так наказал». Так и хочется сказать: «Неблагодарный и глупый человек, проживший в грехах свою жизнь! Так это же и есть проявление любви Бога!!! Представь, что ты разбиваешься на мотоцикле или кадыровские наёмники из России тебя убили ради развлечения в каком-нибудь Славянске или Донецке. У тебя не было времени сделать ничего из того, что предполагает подготовка к смерти. Ты умер внезапно, без времени на спокойную адаптацию. Душа покинула тело очень быстро, и встреча рогатых тварей могла быть очень далекой от радушной. А так, тебе отпущено время, когда ты еще не умер, но можешь сделать все, чтобы переход был не столь страшным и мучительным, а расставание с жизнью стало даже в радость. Не надо любовь и милость Бога воспринимать как наказание. Это оскорбление Творца от неразумной твари.» Может и несколько пафосно, но лично я так думаю.

В смертельной болезни происходит важнейший момент, который помогает человеку смириться и воспринять смерть как облегчение. По мере приближения к смерти, происходит нарастание боли (у онкобольных) и увеличение слабости тела. Да и при других болезнях это может иметь место. Ближе к смерти жизнь по совершенно объективным причинам уже не воспринимается как бесценная ценность. Наоборот, смерть воспринимается как способ снять невыносимые страдания тела, а там только надежда на милость Бога. Моя бабушка, зная, что я верующий человек (мне было 23 года), рассказывала перед смертью, что когда сильно все болело и давило давление, она не пила таблеток, поскольку очень хотела умереть. А она была таки немного верующей.

Когда у меня был приступ холецистита практически сутки, а потом наступило облегчение, то не нужно было ничего, даже есть и пить, хотя с последнего приема пищи прошло 36 часов, и питья воды – сутки. Была сильная физическая радость, что этот кошмар прекратился. А если человек глубоко осознает, что этот кошмар прекратится только со смертью, то он может захотеть умереть. И вот здесь почва, удобренная страданиями, становится благодатной, чтоб воспринять истины, что смерть тела, это далеко не конец. Иногда люди глубоко неверующие сами начинают искать смысл смерти, и находят. Если не обмануты врачами, и родственниками фразой «Всё будет хорошо, еще потанцуем на твоем 100-летии». Особенно лицемерно это звучит, когда челу осталось 2-3 месяца.

Конечно, случаи выздоровления от смертельных болезней бывают, но реже намного, чем летальный исход. Но и для такого человека было бы намного лучше, если бы он готовился к смерти, но продолжал по мере возможности лечиться и выздоровел. В таком случае, он знал бы на краю чего стоял, и не прекратил бы готовиться к смерти дальше (если не глупец). Если Господь дал ему возможность подготовиться лучше, то ценность выздоровления будет гораздо выше, чем если человек выздоровел в тренде «Всё будет хорошо».  Последний и дальше не задумается о смерти, и мотивация говорить или думать об этом будет со знаком «минус»: «Я, бедный, столько пережил. Не хочу и слышать ничего о смерти!»

Потому, я глубоко уверен в том, что каково бы ни было физическое и эмоциональное состояние человека, он должен услышать от врачей правду о состоянии своего здоровья при диагностировании смертельной болезни, а также пессимистический и реалистический сценарий с оценочными сроками до смерти. Оптимистический сценарий (выздоровление) должен иметь трезвую вероятностную оценку. Если вероятность 10%, то она, за плату от родственников или светскую сердобольность врача, не должна превратиться в 60%. Но и нагонять умышленно пессимизм не надо. Может за настойчивость и по молитвам человек выздоровеет, и Господь продлит ему жизнь, если увидит, что ее остаток пройдет с пользой.

Даже если человек впадёт в депрессию, то и она полезна, поскольку часто приводит к смирению, и самое важное,- к факту принятия на глубинном скорбного уровне статус кво. Но даже если депрессия приведет к бунту и истерике, то и этим состояниям приходит конец. И эта борьба с любовью к жизни тоже имеет огромный смысл для превращения в благодатную почву души человека. Бывают случаи, и когда человек в состоянии внутреннего ропота входит в вечность. Но ради этих единичных упрямцев не стоит лишать подавляющее большинство возможности подготовиться к смерти, или просто смириться обстоятельствам без ропота. Даже такое смирение намного лучше, чем смерть в состоянии веры врачам и родственникам в собственное выздоровление. Со стороны обманувших – это подлость. А для умирающего – состояние отчаяния при переходе, и полное незнание, как защититься от бесов уже после выхода души из тела.

Потому, призываю врачей, планово прочитавших статью, случайно наткнувшихся на нее в Инете, или прочитавших по рекомендации друзей, попытайтесь быть честными с умирающими, не дайте им умереть обманутыми вами. За их неподготовку к смерти с вас спросят по полной программе после вашей личной смерти. Верите вы в это или нет, не важно. Это будет. И там глаза не закроешь и головку смиренно вниз не опустишь. Все будет как на ладони. Осуждение будет пропорционально тому, сколько благодаря вашей лжи людей попало в ад. Каким оно будет это наказание, я не знаю. Но Господь сказал, что если человек соблазнит (обманет) другого и приведет к гибели, то лучше было бы тому человеку, чтоб ему на шею повесили мельничный жернов и бросили в море. Если утопление таким способом лучше, то каково же будет наказание! Причем,  наказание в вечности, а не во времени.

Не верите вы загробную жизнь души – не надо. Но дайте людям отойти в мире с родными и близкими и без сожаления об уходящей жизни, с надеждой и верой глядя в вечность. И тогда будет вам награда от Бога, благодарные молитвы умерших за вашу честность и их подготовленность. Также, у вас появятся небесные заступники, которые на Суде скажут добрые слова в вашу защиту, когда эта защита для вас будет критически необходима.

 

Подумайте об этом. Отмахнуться от совести вы всегда успеете.

 

А больным всегда советую требовать правды, объясняя, что вы не будете впадать в истерику, депрессию или буйство, что вы верующий, и что вам нужно знать правду для достойной смерти.

А ведь «достойная смерть – это бесценное богатство, и каждый достаточно богат, чтобы его купить».

 

Если не будет обманут.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    20:06 28.05.2014

    Хорошая статья. Ощущение, что у автора очень правильное отношение к смерти, пропущенное через себя.

  2. Клерик Престон
    Новичок
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    20:15 28.05.2014 / Мнений — 17 / Статей — 11 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Хоть статья и большая, но проглотил на одном дыхании. Кое что перечитал. Теперь я понимаю, почему на сайте не было статей 7 дней. Это мега-статья, одна из лучших на этом сайте. Для себя определил ее в Золотой фонд. Жаль, что наш сайт врачи не читают, а Юрий не по этим делам. Но ты заразил меня своим отношением к смертельной болезни, как милости и проявления любви Бога. Правда, если сказать это моим родителям, могут покрутить у виска указательным пальцем. Пока не грянет гром, никто ж не перекрестится.

  3. Вячеслав Король
    Кандидат
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:24 28.05.2014 / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Спасибо. А в том что не было статей на сайте 7 дней не только моя вина))) Статья действительно писалась и переписывалась долго. Сам для себя хотел структурировать понимание необходимости правды для смертельно больного. Да и все равно, это пожелание, не более. 95% врачей – неверующие. Для них такое отношение к смерти не просто уникально, а глубоко не понятно. И ожидать, что они будут подталкивать людей к вере перед смертью – утопия. Потому мы сами должны знать, при случае, что нас могут дурить, и принять упреждающие меры, быть убедительными, и добиться правдивого ответа. Поменять систему без волевого решение системы наверное невозможно.

  4. Pendragon
    Новичок
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    12:26 29.05.2014 / Мнений — 11 / Статей — 3 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Да, статья классная, “цепляет”. Очень понравилось сравнение умирания с отпуском, и как правильно подойти к этому, чтоб не оглядываться назад.

    У меня идея родилась. Может тебе написать римейк “Азов православия”, но без свечек и обрядов, а версию для интеллигенции. Если твои статьи скомпоновать и обработать стиль, то получится полноформатная книга. У тебя уже 98 статей. Может получиться очень даже интересно.

  5. Вячеслав Король
    Кандидат
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:57 29.05.2014 / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Шутку понял))) Или не понял? Какие книги, Пендрагон? Посмотри в каком мире мы живем! Да и кто я такой? Я что, Андрей Кураев или Илларион Алфеев, чтоб мои книги покупали за имя? А не за имя, нужно благословение владыки. Без благословения книга “Азы православия”, претендующая на катехизаторское содержание незнакомого публике автора просто смешна. Ну а если владыка обнаружит хоть одну реформаторскую или антифарисейскую мысль, то и благословения не будет. Только зря убить время на обработку статей в книгу. Но допустим, я стану ставить фамилию рядом с именем, и через пару лет меня будут знать неплохо. Но какой в этом смысл? Все больше людей все что их интересует узнают через Гугл, и православные в том числе. Я уже просто читаю соответствующие блоги. Воцерковляющаяся молодёжь совает пальцем по экрану шустрее меня. Сын читает книги с телефона или нет-бука. Проходит время книг. Да и смысл читать всю книгу, когда тебя интересует что-то конкретное. Даже эта статья имеет ключевые слова “переход”, “смертельная болезнь”. Кого это интересует, тот ее найдет и прочтет. Поисковик позволяет эффективнее работать с нужной информацией, без “шелухи”. Да и когда издал книгу, появляется дополнительный повод для тщеславия. Появляется возможность получить награду здесь. А мне лучше – ТАМ. Потому я и Вячеслав, без своей фамилии. И если кому-то мои “писания” на этом сайте помогут с воцерковлением или в поиске своего пути ко Христу, то я буду рад. Пусть награда, если заслужу, будет на небе. Потому книгу не захочу издавать сразу по нескольким причинам. Но, в основном, потому что склонен к тщеславию.

  6. Вячеслав Король
    Кандидат
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    19:37 29.05.2014 / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Только что сделал вставку, крупный абзац между двумя подряд идущими иллюстрациями в статье из рассказа моего духовника по этому предмету.


  7. Предупреждений - 0
    Брусиловский Александр
    Гость
    09:14 30.05.2014

    Поравилось.
    Утянул и к нам.
    http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=2&id=3407

  8. Вячеслав Король
    Кандидат
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    11:13 30.05.2014 / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Нет вопросов. Для вашего сайта она где-то профильная.

  9. Юрий Зозуля
    Юзер
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    17:57 30.05.2014 / Мнений — 48 / Статей — 0 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Несомненно, что всякого христианина подготовка к смерти – это дело всей жизни, встреча с Богом в сертном теле невозможна из-за его природы, эта встреча произойдет в теле славы, по словам Апостола, и конечно для тех, кто войдет на этот пир в брачной одежде, а нев рубище из своих грехов.
    По поводу роли врачей, тут все сложнее: говорить о смерти пациенту врач не имеет права по законам деонтологии, чему обучают в институтах. Кроме того, подобный разговор категорически запрещен, под страхом увольнения и даже судебного преследования, если пациент решит покончить жизнь самоубийством. Однако, врач обязан поставить в известность о состоянии больного близких родственников, в первую очередь кровных. Если операция связана с риском для жизни, например, удаление злокачественной опухоли головного мозга, то согласие, наряду с пациентом, который в общих чертах знает о рисках, дают обязательно близкие родственники. которым уже все представляется максимально подробно. Из близких родственников исключаются некровные. т.е. супруги, при наличии кровных – братьев. сестер, родителей. Это действующая реальность. Из личного опыта верующие заболевают злокачественными опухоля реже, чем другие, хотя учитывая процент верующих к невоцерковленным. частота может быть и равной. Верующий сам идет в храм и в любом случае старается настроиться на возможный исход. неверующий разговоры о смерти, еще со стороны врача. к торому он обратился, чтобы от нее спастить, воспримет, как издевательство и непрофессионализм. Так что подготовка к смерти – это не дело врача, хоят если пациент хочет повогорить со священником или принять Таинства, врач всегда готов этому способствовать. Но времени для этого мало, поэтому, каков человек в жизни, таков он и в смерти, а к врачам ходят лечиться, а не исповедоваться – личный опыт в течение 19-лет работы в нейрохирургии.
    Из опыта работы в Германии: пациенту первому говорят о его состоянии, без всякой пощады, но это связано с финансовыми вопросами, а не с христианской моралью, которая там уже приобретает историческое значение. Умершего домой не возвращают и по улицам не проносят – это вызывает шок у безбожного общества потребителей с надеждой вечной жизни на земле в результате успехов науки. Прощание происходит в специальных погребательных конторах, где тело очень часто кремируют, так как хоронить дорого, нужно еще и регулярно платить за место на кладбище после смерти.

  10. Вячеслав Король
    Кандидат
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    18:07 30.05.2014 / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Плохо дело с этим. Ну а если пациент настаивает и гарантирует, что он не будет впадать в депрессию, и подпишет даже письменное подтверждение, что не будет к врачам предъявлять никаких претензий. Так сможет врач у нас в стране раскрыть реальную ситуацию?

  11. Юрий Зозуля
    Юзер
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:23 30.05.2014 / Мнений — 48 / Статей — 0 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Этого никто не может гарантировать, так как по мере изменения состояния меняется и отношенение к нему со стороны пациента. А если он, зная о безнадежности своего телесного состояния, покончит жизнь самоубийством, – будет ли в этом вина врача? Пусть даже не юридическая. а духовная, ведь слово тоже может убивать, а врач -не Бог и стопроцентной смерти не может предсказать. Врач может говорить только о вероятности смерти на основании статистики, но переносить на себя эту статистику или нет, и как с этим жить – это дело больного, дело его веры. Солженицын был болен неоперабельным раком желудка, но после постройки часовни и молитв в ней – исцелился. Я знаю священника, который был болен лейкозом в последней стадии после Чернобыля, но после поклонения мощам св. Сергия Радонежского, исцелился и стал священником. В этом состоянии больной должен понять зачем с ним это случилось и наладить свои отношения с Богом, максимально искренне. если это получиться, то любой исход будет в радость.
    Кроме того, с юридической точки зрения, пациент в таком состоянии может потерять юридическую дееспособность, и в это случае все его гарантии ничего не значат, и родственники могут обвинить врача в самоубийстве больного.

  12. Юрий Зозуля
    Юзер
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:26 30.05.2014 / Мнений — 48 / Статей — 0 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Претензии предъявляют родственники, а не умерший, поэтому всек заверения больного, не принимаются. Но выход есть, если сами рдственники расскажут больному о его состоянии, т.е. передадут ему слова врача в своей интерпретации. Но очень немногие идут на это.

  13. Вячеслав Король
    Кандидат
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    18:38 30.05.2014 / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ясно. Нам надо в Европу. Там говорят все прямо из прагматических целей, но, не имея такой цели, участвуют в его подготовке к смерти. Надеюсь, если будут гармонизировать все сферы, и до нас это дойдёт.

  14. Юрий Зозуля
    Юзер
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    23:39 30.05.2014 / Мнений — 48 / Статей — 0 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Да, Слава, из Европы к нам еще много чего дойдет. Например, чисто прагматически. право на эвтаназию – узаконенное самоубийство. Вот тебе и православная подготовка к смерти по-европейски!


  15. Предупреждений - 0
    колобок
    Гость
    11:43 31.05.2014

    Ну, право, это ж не обязаность. А хто помешает прыгнуть с балкона головой вниз или накатить смертельную дозу наркоты? Тот хто щитает грехом самоубийство и в Европе не пойдет на эвтаназию

  16. Вячеслав Король
    Кандидат
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    21:07 09.12.2014 / Мнений — 152 / Статей — 101 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Очень хорошая статья/интервью на эту же тему. Рекомендую.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


− 3 = один